01:17
Пробки:   1
$
79.1543
90.3666
Сущность доверия в информац
Пройти курс

Маркетинговые коммуникации в информационном обществе

Сущность доверия в информационном обществе

Содержание

Исследования темы доверия, особенности доверия

Доверие является феноменом индивидуального мира человека, который непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Наряду с этим доверие находится в социальной реальности, которое является одной из характеристик процесса взаимодействия социальных агентов, позволяет определять эффективность существующих взаимодействий и имеет возможность оказывать влияние на сложившуюся социальную ситуацию.

На практике считается, что доверие не существует одиночно, а совместно с категорией "недоверие". Категориальная пара "доверие и недоверие" выступают как целостное явление социального пространства, которое определяет интенсивность трансформаций в обществе.

С 1970-х годов начинает развиваться учение о доверии как особого социологического направления, эмпирические исследования в данной области имеют существенное развитие и приобретают комплексный характер. Наиболее известными учеными, которые занимались темой доверия являются: Н.Луман (выявил, что необходимое условие для развития современных обществ является доверие) , Ф. Фукуяма (анализировал доверие в качестве важного фактора экономических трансакций). П. Штомпка (основной фокус исследования представляет собой ориентацию действий на перспективу, вопросы доверия рассматриваются при возникновении неопределенности и отсутствия контроля над будущим) и другие.

Ф. Фукуяма определял доверие в качестве ожидания, которое возникает в пределах определенного сообщества, где участники данного общества будут демонстрировать и проявлять нормальное и честное поведение, на основе готовности к взаимопомощи с учетом существующими нормами, культурными традициями, обычаями, общими этическими ценностями. Также Фукуяма предполагает, что поведение, в основе которого лежит доверие с точки зрения общества обладает большей эффективностью, чем поведение, основанное на расчётливости и существующих правилах, которые постоянно нуждаются в доработке, согласовыванию и обеспечения их соблюдений, иногда посредством мер принуждения.

Дж. Роттер рассматривал доверие в аспекте межличностных взаимоотношений и определял его как "обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказывания или письменные заявления другого человека или группы". Д. Руссо, С. Ситкин, Р. Берт и К. Камерер при анализе существующих по направлению доверия в организациях, определяют доверие как "психологическое состояние, включающее намерение принять собственную уязвимость, основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений или поведения другого". Дж. Коулмен, М. Грановеттер рассматривали понимание доверия с позиции элемента социального капитала и основы формирования и функционирования гражданского общества.

Отечественная наука также занималась активным исследованием социологического пространства доверия. Одним из первых российских исследователей в обществе темы доверия в 90-е годы является Ю.А. Левада. Левада определил, что доверие к институтам власти в существенной мере отождествляется с отношением людей к проводимой политике и к действиям государственных ведомств. "Доверие сводится к согласию, а то и к терпению".

Функции доверия

Базовыми функциями доверия являются познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а функциями недоверия — самосохранение и обособление. В соответствии с этим при доверии человек предполагает получить какое-то благо (например, установить сотрудничество с другим человеком или получить ценную информацию), а при наличии недоверия человек подвергает оценке негативные последствия от взаимодействия и использует это в качестве защиты от возможных последствий.

Среди социально-психологических функций категориальной пары "доверие-недоверие" выделяются следующие:

  • познание и самопознание;
  • обеспечение самоорганизации общества (в частности на основе поддержки моральных ценностей и социальных норм сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, участия, согласия);
  • развитие социальных отношений и структуры социума;
  • формирование чувства безопасности и защищенности внутри социальной группы;
  • создание ощущения целостности сообщества;
  • самоопределение субъекта (отношение человека к окружающей действительности, стремление к преобразованию как внешней, так и внутренней составляющей);
  • оптимизация социального взаимодействия;
  • обеспечение эмоционального комфорта;
  • создание облегчения в психологическом плане;
  • снижение уровня напряженности и стресса в отношениях;
  • обеспечение легкости во взаимодействии;
  • повышение мотивации к оказанию взаимопомощи.

Вместе с основными функциями также выделяются инструментальные (служебные) функции доверия и недоверия:

  • активизация процессов коммуникации и взаимодействия;
  • определение сложных взаимодействий по соотношению доверие/недоверие;
  • предсказательная функция;
  • идентификация и дифференциация социальных групп;
  • компенсаторная (в ситуациях напряжения) функция;
  • перцептивная функция;
  • стабилизирующая функция.

Факторы формирования доверия. Виды доверия.

При формировании доверия (недоверия) оказывает влияние воздействие различных факторов. Выделяют следующие существенные факторы:

  • историческое наследие;

    Данный фактор складывается из ретроспективных отношений. Предыдущий опыт взаимодействия в данном обществе может влиять при формировании будущих отношений как оптимистически, на основе веры и надежды и соответственно доверия, так и пессимистически, где не были оправданы надежды участников и с учетом этого преобладает подозрительность и недоверчивость в обществе.

     
  • прочность социального порядка;

    Если социальная организация обладает стабильностью или происходят постепенные и последовательные трансформации в обществе, то это порождает доверие. В противоположном случае будет главенствовать недоверие в обществе.

  • подчинение властей законам;

    Наличие недостаточной ответственности у представителей власти, произвол и неконтролируемость власти будет способствовать проявлению недоверия в обществе. Присутствие в обществе процедурных рамок и возможности контроля за деятельностью органов власти определяют общее доверие.

  • последовательная реализация прав и строгое исполнение прав граждан;

    При существовании в обществе независимых институтов с учетом надлежащего исполнения своих члены общества чувствуют свою безопасность от произвола, преступности и др., и в связи с этим проявляется доверие. В случае обратного эффекта возрастает роль недоверия в обществе.

Готовность индивида к доверию определяет три существенных компонента:

  • эмоциональная готовность;
  • рациональная оценка ситуации;
  • восприятие степени надежности индивидов.

Выделяют различные виды доверия/недоверия, которые различаются по механизмам формирования и по социально-психологическим функциям: общественное доверие; традиционное, клановое доверие/недоверие (доверие к своим и недоверие к чужакам); гуманистическое (альтруистическое) доверие; авансированное доверие; деловое доверие; организационное доверие; псевдодоверие/псевдонедоверие.

Также выделяется межличностное и институциональное доверие. К институциональному доверию относится доверие в контексте различных институтов: власть, бизнес, СМИ, общественные организации.

Доверие и недоверие могут носить выборочный характер, то есть распространять свое влияние только на ограниченных объектах или лицах (например, доверие семье, недоверие соседям; доверие врачам, недоверие юристам). Каждый индивид обладает собственным балансом доверия, что определяет набор некоторых объектов, которым человек свойственен доверять или нет.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8217047983
Умерли за год
26206621
Родились за год
64472926