02:24
Пробки:   1
$
78.6003
89.7918
Принципы визуального воздей
Пройти курс

Психология рекламы

Принципы визуального воздействия в рекламе

Содержание

Подавляющее большинство рекламы люди воспринимают через визуальный канал: изображения, видео, текст. Есть 5 ключевых принципов, соблюдение которых поможет вам улучшить восприятие рекламы, а вашей целевой аудитории осознать информацию и прочувствовать эмоции.

Восприятие с левой и правой стороны

Функции правого и левого полушария мозга

Вообще, убеждение, что конкретные зоны мозга отвечают за конкретные действия – не совсем корректно.

Мозг устроен гораздо сложнее, и деление на правое и левое полушарие во многом условно. Нет такого, что когда человек занимается творчеством, у него активно правое полушарие, а когда решает задачки по математике – левое.

Это стереотипное представление о работе мозга. На самом деле, в моменты творчества человек задействует как воображение, образное мышление, чувственное восприятие, так и логику, анализ, синтез и пр. Когда решает задачи по математике, он использует не только логику, но и креативное мышление, эмоции пр.

Таким образом, любое действие человека – это сложный акт. На ФМРТ это выглядит как «пятна Роршаха», отражающие активность мозга.

Однако определенные закономерности все же существуют и в рекламе их важно учитывать. Согласно научным исследованиям (Grobelny & Michalski, 2015) правому полушарию легче и быстрее удается обрабатывать образную информацию, эмоции (картинки в вашей рекламе), а левому – текст и информацию.

Важно учитывать, что восприятие из зрительных анализаторов «работает» перекрестно: левая сторона картинки анализируется в первую очередь правым полушарием и наоборот. Поэтому любые изображения нужно строить зеркально функциям полушарий.

Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простую формулу: слева размещайте изображение, а справа – текст (вспомните любую анкету с фотографией: слева фото, справа текст).

Если вы расположите все наоборот, это не значит, что человек не сможет воспринять картинку. Но ему потребуется больше усилий, ресурсов и времени для усвоения информации. Правое полушарие медленнее и хуже усваивает логические доводы, а левое – чувственные образы.

Реклама Pepsi

Ментальное взаимодействие

Кинестетический (тактильный) канал восприятия оказывает мощное воздействие на поведение потребителя. В маркетинге это давно известный факт: дайте клиенту потрогать товар, и вы вызовете у него желание присвоить эту вещь.

Но даже в визуальной рекламе можно опосредованно влиять на целевую аудиторию через кинестетический канал. Это называется ментальное воздействие, при котором у человека активизируются те структуры мозга, которые активны, когда он реально взаимодействует с предметом.

На словах это звучит довольно сложно, но на практике все, как всегда, проще. Это доказали эксперименты Elder & Krishna, 2012.

Они демонстрировали участникам изображение кофейных кружек. Для одной группы кружки были повернуты ручкой влево, а для другой – вправо. Участники, которые видели кружку с правой ручкой, выразили большую готовность приобрести этот товар, потому что они подсознательно уже ощутили, как держат эту кружку в руках.

Реклама Nescafe

У этого принципа есть 2 исключения:

  • он не действует на левшей, но их не так много, около 10% от всего населения (данные PsycArticles APA, 2020), однако, если ваша целевая аудитория – левши, предметы нужно изображать зеркально;
  • он не действует на людей, которые, наблюдая вашу рекламу, что-то держат в правой руке – это логично, потому что, когда правая занята, чашку человек возьмет левой рукой: факт, казалось бы, незначительный, но люди, сидя за компьютером, держат правую руку на мышке.

Возникает другой вопрос: «Можно ли использовать ментальное взаимодействие с предметом, у которого нет ручки?». Как оказалось – да. Неважно, что именно вы рекламируете, важно передать обладание этим объектом.

Например, положить в тарелку с супом ложку с правой стороны, дать герою рекламы товар в руки, показать не просто щенка, а то, как человек обнимает этого щенка. Другой совет: в рекламе лучше показывать еду, которую достали из упаковки, выложили на блюдо и пр.

Когда зритель видит, как герой взаимодействует с товаром, который вы хотите продать, это вызывает большее чувство участия, воздействует на зрителя ментально. Более того, он может «почувствовать», что сам держит этот предмет в руках, то есть уже обладает им.

Реклама Coca-Cola

Уместность и контекст

Привлекательные люди вызывают симпатию, оказывают эффект ореола и повышают продажи вашего товара. Люди до сих пор оценивают окружающих по их внешности и переносят свое положительное восприятие с модели, рекламирующей товар, на саму продукцию (по крайней мере так было на момент проведения исследований в 2010 году).

Но использование красивых людей может навредить вашей рекламе, если они в ней неуместны. Согласно исследованиям (Trampe et al., 2010,) если роскошная модель не сочетается с продуктом, это вызывает у людей сопротивление. Зритель чувствует фальшь, у него активизируется критическое мышление, растет недоверие к рекламе.

Привлекательные герои уместны в рекламе товаров премиум-класса, а также в рекламе, которая взывает к чувству гордости, удовольствия, страсти, зависти, дает ощущение статусности, обещает красоту, здоровье, жизненный успех.

Но если топ-модель рекламирует средство для чистки обуви, машинное масло, пылесос или памперсы, это может вызывать негативную реакцию у аудитории. Лучше использовать тех героев, которые целевая аудитория принимает за «своих», потому что система «свой-чужой» – важнейший элемент эволюции.

Мы склонны больше доверять людям, которых идентифицируем, как представителей своей группы, чаще верим их мнению, чаще просим у них помощи или оказываем помощь им.

Гедонические продукты и призыв к действию

Кадр из м/ф «Алиса в Стране чудес»

Агрессивные и напористые призывы к действию могут вызывать у целевой аудитории сопротивление. Люди чувствуют, когда ими манипулируют. Но их чувствительность снижается, если вы рекламируете получение удовольствие, то есть ваши продукты обещают радость, наслаждение, удовлетворение.

Когда человек видит рекламу чего-то приятного, у него повышается настроение, он легче воспринимает новую информацию, в нем «засыпает» вечно недовольный критик (Kronrod et al., 2012).

Если вы рекламируете товар, который обещает удовольствие (еда, напитки, развлечения, любовь), то можно смело использовать напористые утверждения: «Съешь меня», «Сделай выбор», «Купи сейчас» и пр.

Восприятие логотипа бренда

Реклама «Dolce & Gabbana»

Если ваша реклама состоит преимущественно из образов (товара, людей, атмосферы), то логотип вашего бренда лучше всего располагать в правой части изображения. То есть с расчетом, чего его воспримет левое полушарие. Так и случится, потому что правое полушарие будет занято обработкой образов, эмоций и впечатлений.

В свое время в научной среде много споров возникало по вопросу, насколько крупным должно быть изображение логотипа фирмы.

На данный момент ученые (например, исследования Wedel and Pieters, 2000 и исследования Pieters and Wedel, 2004) пришли к выводу, что крупный логотип:

  • как минимум, не повредит восприятию рекламы;
  • как максимум, укрупнение логотипа приведет к тому, что взгляд больше будет на нем фиксироваться, значит, лучше запомнится, вызовет больше ассоциаций и привлечет больше внимания.

Это лишь общие рекомендации, как лучше создавать рекламу. Всегда ли их нужно использовать? Нет. Реклама – это один из видов искусства. Общие закономерности должны служить ориентиром, базой. Но уход от стереотипов – это тоже эффективный способ впечатлить и запомниться своему зрителю.

Эффективность рекламы зависит от многих факторов, а их сочетание может вызывать совершенно непредсказуемую реакцию у аудитории. Поэтому, создавая какую-либо рекламу, одним из надежных способов оценки ее влияния является использование фокус-группы.

Психология рекламы – это относительно молодое направление в науке. Наработки в ней и формирование различных научных теорий скорее исходят из практических успехов или провалов, а не из выдвинутых гипотез и предположений.

Но, создавая рекламу, нужно думать не только о продажах, но и об ответственности перед своим потенциальным потребителем. Современный мир переполнен рекламой, большая часть из которой низкого качества и вводит в заблуждение целевую аудиторию. Из-за этого усугубляется кризис доверия к рекламе в целом и к конкретным брендам в частности.

Однако реклама является важным социальным явлением. Она формирует общественное мнение, информирует людей о наличии того или иного продукта, вызывает эмоциональный отклик и заставляет задуматься о важных вещах. И чем больше в медиапространстве будет качественной рекламе, тем больше люди начнут доверять ей.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8224899838
Умерли за год
31583952
Родились за год
77702112